Сортировать по:
  • Цена от
  • доруб.
Специальные предложения
Cбросить

Плешковская игрушка

Сейчас о плешковской глиняной игрушке из Орловской области слышали многие, кто увлекается русскими промыслами. Известность она получила благодаря нескольким людям, внимательно относящимся к наследию предков и к истории родного края. Эти глиняные игрушки придуманы очень давно и изготавливаются на продажу уже несколько веков. Своё название они получили по названию деревни Плешково, где и изготавливались. Первые упоминания о том, что промысел существовал, датируются XVII веком. Именно тогда на Орловской земле была образована деревня, названная Плешково. По преданию, название образовалось от того, что на месте будущего поселения было большое пространство, на котором не рос лес — «плешь».Поселение было построено однодворцами, что важно знать, если разбираться в истории образования плешковского гончарного промысла и в том, почему плешковские игрушки именно такие.так, однодворцы вынужденно занимали не лучшие земли, имели крепостных и при этом работали вместе со своими крестьянами. В Плешково земля была почти совсем непригодна к земледелию, зато в округе была хорошая для гончарства глина, к тому же, эта глина ещё и красива, поскольку в ней есть вкрапления редкого металла меллита, который после обжига красиво поблёскивает в изделии и глина становится после печи приятного, розоватого цвета.

Так в Плешково укоренился гончарный промысел, а так же промысел по производству кирпичей. Горшки, квасники и другую гончарную продукцию хорошо раскупали по соседним регионам. Посуда славилась своей особой звонкостью.

Где гончары — там и игрушки и из звонкой, блестящей плешковской глины получались замечательные свистульки. Делали их только женщины и девочки, а мужчины гончарили и делали кирпичи.

По свидетельствам старожилов игрушка была очень нужна. Во-первых, она забавляла детей и выполняла остальные функции детских игрушек. Во-вторых, звонкие свистульки привлекали покупателей посуды на ярмарках. Так же нельзя отрицать и то, что свистульки наделяли обереговыми функциями.

Считается, что расцвет гончарства в Плешково пришёлся на начало ХХ века, но это написано в искусствоведческих книгах советского периода. Дело в том, что о промысле более раннего периода, тем более о том, что было в XVII веке, упоминаний действительно не много. Но они есть.

Для официального подтверждения, что игрушке несколько сотен лет, нужно собрать множество аретфактов, провести археологические исследования и много чего другого, но пока этим никто не занимался. Всё, что известно о плешковской свистульке на сегодняшний день, известно из немногих книг, а во многом, благодаря энтузиасту и мастеру плешковской народной игрушки Наталье Николаевне Фроловой.Внешний вид и тематика образов в игрушке сейчас такие, какими они дошли до нас через Наталью Николаевну от последних стареньких мастериц: Малютиной Ольги Даниловны (1885— 1974 гг.), Малютиной Евдокии Николаевны (1914 – 2002 гг.), Иваниловой Александры Михайловны (1911-1990 гг.)

В 1930-е годы в Плешково была создана артель, где летом изготавливали кирпичи, и круглый год лепили посуду. Женское население ещё занималось игрушками, которые могли обжигаться в домашних печах и приносили хоть и малый, но приработок.

Центральной фигурой в народной игрушке является изображение женщины, этот образ наиболее древний. Так же есть изображения зооморфные, в основном это кони и домашние птицы.

Образ мужчины в игрушке появляется гораздо позже и в основном изображается, как «придаток коню».

В росписи плешковской бабы встречаются вертикальные и волнистые полосы – знаки падающего дождя и земли, напоённой дождем. Это образ плодородия, рождения, продолжения жизни. В росписи игрушек встречаются и солярные знаки. Семантика в плешковской игрушке очень интересна и связана с многочисленными народными поверьями и образах, и в узорах.

Узор наносится прямо на обожжённую игрушку. Глина сама по себе является красивым фоном: розоватая и с блёстками. Рисовали двумя цветами — зелёным и красновато-бурым, которые делали из наиболее доступных — лопуха и тёртого кирпича. Позднее конечно стали использовать и краски, и цветные карандаши, но это уже в конце ХХ века.

Вообще, при создании игрушки каждая мастерица видимо старалась выработать некий свой «алгоритм», чтобы быстро получить понятный, узнаваемый образ и при этом, чтобы изделие имело товарный вид, но стоило недорого.

На начало XXI века в плешковской народной игрушке сформировались образцы, часть из которых можно считать перешедшими из прошлого, а часть — авторскими, созданными с соблюдением традиционной технологии:

  1. Барыня со свистком вместо руки, обычно правой.

- Барыня с ребенком.

- Барыня с ребенком с одной руке (чаще в левой) и свистком вместо правой.

2. Солдатик с двумя руками

- Солдатик со свистком вместо руки.

3. Конь со свистком.

4. Конь с всадником и свистком.

5 Корова со свистком и без свистка.

6 Коза со свистком и без свистка.

7. Баран со свистком и без свистка.

8. Медведь без свистка.

9. Олень (Лось) со свистком и без свистка.

10. Собака со свистком и без свистка.

11. Петух с хвостом и без свистка.

- Петух с хвостом и со свистком.

- Петух со свистком.

12.Курица с хвостом и свистком.

- Курица со свистком.

13. Утушка со свистком.

14. Белка с хвостом без свистка. Автор Иванилова А.М.

- Белка с хвостом и свистком. Автор Иванилова А.М.

- Белка со свистком. Автор Иванилова А.М.

15. Заяц без лапок со свистком. Автор Иванилова А.М.

- Заяц с передними лапками и свистком. Автор Иванилова А.М.

16.Вила-русалка с хвостом. Автор Фролова Н.Н.

- Вила-русалка со свистком. Автор Фролова Н.Н.

- Вила-русалка с хвостом и свистком. Автор Фролова Н.Н.

17. Русская троица с оленями. Автор Фролова Н.Н.

18. Русская троица с конями. Ладья. Автор Фролова Н.Н.

19. Русская троица с птицами. Автор Фролова Н.Н.
 

В 1952 году Плешковская промартель прекратила своё существование, а вместе с этим, постепенно перестали лепить и игрушку. К концу ХХ века оставалось лишь три мастерицы, владеющие навыками изготовления плешковских игрушек.

К счастью, преподаватели Ливенской художественной школы решили возродить старинное мастерство, наладив обучение в школе. Но возрождение народной игрушки — дело не простое, невозможно просто взять и повторить формы и цвета, нужно разбираться, знать историю и постигнуть смысл, суть народных образов.

Свистулька «заяц», плешковская игрушка. Мастер Наталья Фролова.
(5/1)
160 руб.
Свистулька «заяц», плешковская игрушка. Мастер Наталья Фролова.
Свистулька «заяц», плешковская игрушка. Мастер Наталья Фролова....
Петух со свистком. Плешковская игрушка
(0/0)
320 руб.
Петух со свистком. Плешковская игрушка
Петушок со свистком. Плешковская игрушка-свистулька. Автор: Наталья Николаевна...
Конь со свистком. Плешковская игрушка
(0/0)
480 руб.
Конь со свистком. Плешковская игрушка
Плешковская глиняная игрушка «Конь». Свистулька. Автор: Наталья Николаевна Фро...
Баран. Плешковская игрушка
(0/0)
480 руб.
Баран. Плешковская игрушка
Плешковская глиняная игрушка «Баран». Глиняная свистулька. Автор: Наталья Никола...
Русская троица с оленями. Плешковская игрушка
(0/0)
800 руб.
Русская троица с оленями. Плешковская игрушка
Народная глиняная игрушка. Плешковская игрушка «Ладья». Автор: народный мастер Р...
Барыня  (со свистком). Плешковская игрушка
(0/0)
800 руб.
Барыня (со свистком). Плешковская игрушка
Народная плешковская глиняная игрушка. Свисток. Барыня. Автор: народный мастер...
Барыня с ребенком (со свистком). Плешковская игрушка
(0/0)
1 000 руб.
Барыня с ребенком (со свистком). Плешковская игрушка
Народная плешковская глиняная игрушка. Свисток. Барыня с ребенком. Автор: народн...